Во Имя Отца и Сына и Святага Духа. Аминь.
Возлюбленные отцы, братья и сестры, Сегодня Святая Церковь воспоминает изгнание нашего праотца Адама из Рая. Давайте рассмотрим поподробнее, что произошло тогда в Раю, И почему собственно венец творения Рук Божиих был изгнан? Как мы знаем, в шестой день творения, Бог сотворил человека – Адама и Еву в помощь ему. И отдал Бог весь Рай во власть дама, все что сотворил. Бытописец доносит до нас это так: «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею». (гл.1, ст.24-31). Но было в Раю одно дерево, плоды которого вкушать Адаму было запрещено. Но враг рода человеческого, диавол, приняв облик змея, искусил Еву преступить запрет Творца. Более того, она также в свою очередь, подвела ко греху и Адама. И вот в Раю совершено преступление, и участниками этого преступления стали наши прародители, желающие стать «как Бог». Желание знать столько же, сколько Бог привело к необратимой катастрофе. В последствии, Соломон, названный премудрым, напишет: «Умножая знания, умножишь скорби». Но в тот момент результатом желания узнать больше чем дано знать, явилось осознание своей беспомощности и наготы. Но Господь не сразу изгоняет человека из Рая. Он своим вопросом, адресованным к Адаму, как бы призывает его к покаянию, к духовной реабилитации. Но Адам не просто не кается, он еще обвиняет свою жену в том, что это она смутила его, и тем самым обвиняет Самого Творца, в том, что Он дал ему плохую жену. «Жена, которую Ты мне дал, дала есть мне от плодов». Конечно, такое злоупотребление благости Божией и явилось в итоге следствием изгнания. Но во истину нет предела Божиему милосердию. Хоть и изгоняет Бог человека, но дает ему обетование о его спасении и возвращении его в Рай через имеющего родиться Мессии.
И вот Адам вышел из Рая. Но нельзя думать, как это делают многие неутвержденные, что Адам был похож на того первобытного человека, которого нам всегда показывали -–неандертальца. Неандертальцы – это каиниты, потомки проклятого Богом Каина лишившего себя Благодати Божией. В Св. Писании Ветхаго Завета, в книге Бытия, сказано: «Адам поселился против Рая». Вполне понятно его желание остаться поблизости. Но, впоследствии, он покидает эти места. Что вынудило его так поступить? Это так называемая в геологии трансгрессия – наступление вод моря. По воле Божией, залив начал наступать и залил территорию Рая и всю окружающую местность.
И Адам пошел вверх по течению реки Евфрат и остановился там, на возвышении, после того, как залив перестал наступать. Это и есть местоположение Эриду. То были очень плодородные земли: много рыбы, большое количество птицы. Но здесь нужно было работать, чтобы прокормить себя. Как мы знаем из Библии, сыновья Адама пасли овец (Авель) и выращивали овощи (Каин). Адам был Патриархом всего человечества, но был ли он Первосвященником? Нет. Сказано, что первое (общественное) богослужение началось при его сыне Сифе. «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя Енос, тогда начали призывать имя Господа». Не считал себя Адам достойным после страшного преступления, после всечеловеческой катастрофы, произошедшей через него, призывать имя Божия от лица всех людей. Там же, в Эриду, находилось первое на земле Святилище адамитов, много перестраивающееся в последствии, но не изменившее первоначального проекта. К сожалению, до нас не дошли тексты молитв, которые возносили люди в те древние времена. История первоначальной Ветхозаветной Церкви не связана с Палестиной. Она вся там – на месте Рая, на месте колыбели человечества.
Но в последствии, она переходит в Палестину, исторический центр вселенной. Все три Великие события, имевшие свои прообразовательные предзнаменования, произошли в Палестине.
1. Искупительная жертва Христова совершается вблизи того места, где некогда Авраам должен был принести в жертву своего сына.
2. Тайная Вечеря совершается на месте, где некогда Мелхиседек, встречая Авраама, предложил ему трапезу хлеба и вина.
3. Пришествие на землю Сына Божия совершается на той же холмистой гряде, где Иаков видел лестницу, спускающуюся с неба, и сказал: «Се место свято, се врата небесныя».
Итак, возлюбленные, мы с вами ясно представили, кто был Адам, за что был изгнан и утратил бессмертие, как жил и где похоронен.
Вероятно, Адам, живший 930 лет, мог, а скорее всего и рассказывал своим потомкам, внукам и правнукам в Уре, Обеиде и Иерихоне обо всех событиях, случившихся с ним.
Вот и мы с вами стоим на пороге величайшего испытания – Великаго Поста. Так же как и наши прародители, мы сами обрекаем себя на трудности и лишения, на смирение и воздержание. Но разница наша в том, что Адам и Ева имели все и захотели большего, мы же не имеем ничего, кроме наших грехов. Но желанием избавиться от них и вернуть себе то, чего лишены были наши прародители, было, как и у них, обетование о возвращении. И мы верим, что вернемся в Рай, но уже не в тот первобытный, а в иной, в тот который не на земле, а на небе – в Царствие Небесное. Но есть еще разница во времени: они шли к раю 5000 лет, а мы можем за 40 дней Великаго Поста умереть через покаяние грехами, похотями и прочей скверной, и воскреснуть со Спасителем Мира Иисусом Христом Сыном Божием, добродетелями, и унаследовать Царствие Божие.
Будем, Православные, тверды и уверены в своем намерении спасти свою бессмертную душу, и вступим в бой с врагом Божием и врагом рода человеческого, как Архистратиг Михаил. И на все искушения и соблазны, которые ожидают нас в посту. Будем отвечать лукавому духу, как отвечал Архистратиг Михаил: «Да запретит тебе Господь». А главное оружие в нашей борьбе это есть Любовь, всепрощающая Божественная по своей природе, которую не в силах победить никто. И прежде чем начать свой путь, мы должны простить друг другу все, чем прегрешили, потому что если мы будем истощать свою плоть постом, не вкушая скоромного, а душу будем питать злобой друг к другу, не в спасение, а в проклятие и в осуждение будет нам наш пост. Потому что Ап. Павел пишет: «Наша брань не против плоти и крови, а против начал, властей и держителей века сего». АМИНЬ.