Страдание святага мученика Александра.

  В правление нечестиваго императора римского Максимиана (285-305 гг.) по всем странам империи Римской было воздвигнуто жестокое гонение на христиан. Один из сотников, усердный служитель богов языческих, по приказанию императора выстроил капище скверному богу своему Дию недалеко от Рима, приблизительно на расстоянии одного поприща от него. Вместе с тем было предписано всем христианам приносить жертвы богам языческим, а также собраться на обновление Диева храма. Царские посланники всюду разъезжали и громогласно возглашали:
 - Слушайте, друзья мои! Утром следующего дня вы должны собраться вместе с императором в храме бога Дия.
  Все язычники, слышавшие эти возгласы царских вестников готовились к утру, намериваясь идти в капище Диево. Утром многие из язычников, сделав закупки в городе, отправились к капищу, отчасти ради поклонения и принесения жертв Дию, а отчасти для продажи купленного.
  В это время один знатный и богатый муж, по имени Тивериан, саном трибун, имея у себя под начальством многих воинов, порученных его управлению воеводою, Филаксом, призвав к себе этих воинов, сказал им:
 -Слушайте, братья! Знаете ли вы приказ царский, повелевающий быть нам сегодня вместе с царем в храме Диевом. Будьте же готовы!
  В то время, когда он говорил это, ему было доложено, что император уже прибыл к тому храму. Тотчас же все поспешно направились к капищу, дабы соприсутствовать императору. Но один из тех воинов, по имени Александр, с детства наставленный во благочестии Христовом, боявшийся Бога, сказал трибуну:
 -Ты хорошо сделал бы, если бы сказал, что мы должны идти и поклониться Богу истинному, прибывающему на небесах; те же, которых вы называете богами, не суть боги, но бесы.
  Тивериан сказал ему:
 -Мы сегодня будем приносить жертвы не всем богам, но только одному Дию, хотя у нас и много богов, которых почитает и сам царь, и мы.
  Блаженный Александр отвечал на это:
 -Дий, которого ты называешь богом, таков же, как и прочие бесы льстивые, увлекающие в погибель поклонников свих, прельщающие их на дела мерзкие и беззаконные, которыми осквернялись и сами боги ваши, как вы говорите о них, именно, иногда они, будучи распаляемы плотскими вожделениями, прельщали женщин, и творили с ними мерзкие дела, оскверняя не только землю, но и море, и воздух. Но кто когда слышал или видел, чтобы бог занимался блудодеянием? Наш же Бог есть Бог невидимый плотским очами, но познаваемый лишь одною верою, Бог Пречистый Всесильный, Создатель неба и земли. Наш Бог не требует Себе таких жертв, которые вы приносите своим нечистым демонам; взамен этих жертв Он требует от нас жертвы чистой и бескровной.
  Выслушав Александра, Тивериан сказал:
 - Оставь свое безумие, Александр! Не хули богов, наших благодетелей, чтобы царь, услыхав об этом, не прогневался на меня за то, что я позволяю быть в полку своем такому богохульнику!
  Сказав это, Тивериан отправился к царю, Александр же пошел в дом свой.
  Когда наступило время жертвоприношения, царь начал приносить жертву мерзкому богу своему Дию в том храме. В это время Тивериан сказал царю, что один из его воинов, по имени Александр, не исполняет приказания царского, не приносит жертву богу Дию, но поносит и хулит богов. Тотчас царь приказал послать за ним и велел привести его к себе в железных сковах.
  В это время был шестой час дня. Александр лежал в это время на постели своей, предавшись сну. Вдруг явился ему в сонном видении ангел Господень и сказал:
 -Александр! Мужайся и крепись, так как тебе предстоит много пострадать за имя Иисуса Христа. Вот для тебя уже приготовлены немалые муки; вот воины уже идут за тобою, чтобы взять тебя. Но ты не бойся их; пусть не страшиться их сердце твое, потому что я послан на помощь тебе. Встань же и помолись богу, и я буду с тобою во все время твоего подвига!
  Встав с постели, Александр начал петь псалом Давидов:
  Живый в помощи Вышняго в крови Бога небесного водвориться, речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него, и прочие слова псалма того до конца. Затем, выйдя из дома, Александр встретил воинов шедших за ним; воины эти были его товарищами по полку. Увидав святаго Александра, все они попадали на землю от страха, ибо лице святаго сияло, как молния, но святый сказал им:
 - Встаньте, братия! Чего вы испугались?
  Воины же сказали:
 -Нам показалось, что ты был окружен силою Божиею; потому и пали на землю от страха.
  Но святый сказал им:
 -Слушайте меня, братия! Бог неба и земли посетил раба Своего; Но вы не смущайтесь: делайте то, что приказано вам; вы ведь посланы за тем, чтобы взять меня связанного и представить на допрос к царю?
  Воины же сказали на это:
 -Мы условились ничего не говорить тебе. Откуда же ты узнал об этом, - скажи нам?
  Святый отвечал:
 -Не должно мне много говорить с вами, так как я с поспешностью стремлюсь на предлежащий мне подвиг, приготовленный мне Царем небесным. Мне придется идти из Рима до Византии.
  Сказав это, святый преклонил колена и в таких словах помолился ко Господу:
 -Господи Боже отцев наших, хвалимый и благословляемый во веки! Я прошу и молю Тебя, ныне, не отдели меня от лика праведников Твоих, не отринь меня, грядущаго к Тебе, так как Ты открыл мне святое и страшное имя Твое. Ты, Господи, Помощник и Заступник мой, пошли мне ангела Твоего, дабы он помог мне и научил меня, что мне отвечать пред мучителем.
  После того как святый окончил свою молитву, воины возложили руки на него и сковали его железными узами, потом повели его к императору Максимиану. Мать же святого, по имени Пимения, не знала еще того, что сын ея, Александр, взят на допрос к царю. Был же святый крепок телом, ростом высок, лицом красив и юн, ибо имел всего только восемнадцатый год от рождения своего. Когда святый был представлен на допрос к царю, то Максимиан спросил его:
 -Ты ли тот самый, который дерзнул оскорбить меня? Ты ли тот, кто не повинуется начальнику своему и не желает поклониться великому богу моему Дию?
 Святый отвечал на это:
 -Я поклоняюсь Богу моему, пребывающему на небесах, и Его Единородному Сыну, Господу Иисусу Христу, и Святому Духу. Иного бога я не знаю и не буду исповедовать. Поэтому не спрашивай меня о другом боге. Власти же твоей я нисколько не боюсь и не страшусь, не боюсь я ни твоих угроз, ни твоих мучений, которым ты предашь меня!
  Услышав это, Максимиан весьма разгневался и сказал:
 -Что может сделать тот Бог, которого ты исповедуеншь?
  Отвечал святой:
 -Бог мой есть Бог невидимый и всемогущий, так что нет ничего, что не было бы возможно Богу моему.
  Максимиан сказал ему:
 -Может ли быть богом тот, кто был распят людьми и умер, будучи умерщвлен?
  Святый отвечал:
 -Умолкни, сатана, потому что не смеешь своими скверными устами поминать пречистое и пресвятое имя Господа моего Иисуса Христа, по своей воли претерпевшего и распятие, и смерть! О
, безумный! Если ты называешь Его распятым и преданным смерти, то почему же ты не говоришь и том, что он воскрес из мертвых и даровал жизнь многим мертвым?
  Максимиан сказал:
 -Я хочу пощадить юность твою, потому что вижу, что ты очень молод.
  Но святый отвечал:
 -Пожалей лучше себя самого и потрудись выпутаться из сети, в которую ты вовлечен диаволом. Что же касается до меня, то я не боюсь никаких мучений, так как имею своим помощником Бога.
  Максимиан сказал:
 -Я уже сказал, что хотел бы пощадить тебя. Подойди же и принеси жертву, тогда ты будешь постоянно находиться в царской палате
, и будешь даже занимать здесь первое место.
  Святой отвечал:
 -Какому же богу ты прикажешь поклониться?
  Отвечал Максимиан:
 - Поклонись и принеси жертву великому богу Дию.
  Святый, поднявши руки свои к небу, начал молиться так:
 - Господи, Иисусе Христе! Не оставь меня смиренного раба Твоего, помоги мне грешному и недостойному.
  Когда он молился так, то, подняв очи свои на небо, увидел, что небеса были отверсты; увидел он и Сына Божия, сидевшего одесную Отца. От такого видения святый преисполнился великой радости духовной. Затем снова спросил Максимиана:
 - Какому богу желаешь, чтобы я принес жертву?
  Максимиан сказал:
 - Принеси жертву великому богу Дию.
  Отвечал святый:
 -Разве ты не знаешь, что некогда был человеком тот, кого ты называешь богом, и притом был развратным и мерзким человеком, ибо однажды, распалившись плотскою страстью к женщине, принял на себя образ вола и своим волшебством прельстил и осквернил женщину.
  Максимиан, услышав это, рассмеялся и сказал:
 -Это доказывает силу богов наших, ибо они являются людям в том виде, в каком пожелают сами.
  Святый же сказал ему:
 - Окаянный! Ты хвалишь скверныя и мерзкия дела богов своих, потому что и сам ты уподобляешься им нечистыми делами своими, ибо не хочешь познать Бога истиннаго, даровавшего тебе и честь и царство.
  Максимиан сказал:
 - Власть царскую дали мне боги.
  Святый сказал:
 -Я удивляюсь тебе, как ты, считая себя умным, губишь себя самого, так как ты веруешь в бесов и служишь идолам немым и бездумным, оставив Бога живаго и бессмертнаго. Для чего ты следуешь за сатаною, отцем твоим? Обратись лучше от тьмы к свету, дабы не погибнуть тебе в гиене огненной во веки.
  Тогда Максимиан, преисполнившись гнева, предал Александра трибуну Тиверию, приказав ему мучить святого. Вместе с тем Максимиан приказал Тивериану мучить не только Александра, но и всех вообще христиан; С этой целью он послал трибуна во Фракию, приказав ему везде преследовать христиан. Максимиан приказал вести Александра за собою до Византии.
  Когда святый Александр услышал об этом, то сказал царю:
 -Благодарю тебя, мучитель, что ты хочешь сделать имя мое известным по многим странам. Да сподобит меня Господь и Бог мой претерпеть за имя Его святое всякия болезни и мучения по всем концам земным.
  Максимиан же приказал удалить святого от лица своего. Трибун Тиверий принял его в свое распоряжение, и утром следующего дня приказал, повесив святого на мучилищном дереве, строгать тело его железными ногтями. Александр, во время мучения не испустил ни одного вздоха, но, подняв очи к небу, воссылал благодарения Богу. Затем, сняв святого с мучилищного дерева, трибун Тивериан приказал оковать его железными узами и поручил своим воинам вести его во Фракию.
  В то время, когда святый Александр был веден воинами во Фракию, ангел Господень явился в сонном видении его матери, Пимении, и сказал ей:
 -Пробудись, поднимись с постели, возьми твоих слуг и животных и последуй за сыном твоим во Фракию; туда ведут сына твоего для того, чтобы он пострадал за имя Христово; ты же по кончине его, предай погребению честное тело его.
  Блаженная Пимения, пробудившись, не стала печалиться и плакать, а наоборот, преисполнилась великой духовной радости о сыне своем. Тотчас встав и приготовив все, необходимое для путешествия, с поспешностью пошла она тем же путем, каким шел и сын ея. Пимения догнала Александра в городе Катарген.
  Войдя в этот город, она увидала, что сын ея предстоял Тивериану, который судил его. Увидав, затем, что Александра начали подвергать истязаниям и мучениям и, весьма возрадовавшись о подвиге возлюбленного сына своего, Пимения велегласно воззвала, сказала так:
 -Бог Всевышний, Пастырь добрый, да поможет тебе, сын мой!
  Когда Тивериан услышал ея голос, то спросил:
 - Чей это голос?
 -Однако никто не мог сказать, откуда происходил этот голос, так как народа, стоявшего около места того, было слишком много. Затем Тивериан сказал мученику:
 - Окаянный, принеси жертву богам!
  Святый же отвечал:
 - Я согласен принести Богу жертвы хвалы.
  Мучитель сказал на это:
 -Разве не говорил мне, что ваш Бог не требует Себе никаких жертв?
  Святый отвечал:
 -Действительно, Бог мой не требует тех жертв, которые вы приносите своим идолам, но Он требует жертвы в правде и святости, потому что Он Бог святой и праведный.
  Тогда Тивериан приказал опалять свечами тело святого, сказав:
 - Посмотрим, придет ли Бог его спасти от моих рук.
  Святый же, будучи опаляем, подняв очи свои к небу, сказал:
 -Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, пославшему архангела Твоего Михаила в Вавилон и трех отроков от огня пещи избавившему, Ты, Господи, избавь и меня от болезненной муки сей и посрами мучителя, дабы я вместе с псалмопевцем Давидом мог сказать: проидохом сквозь огонь огнь и воду, и извел еси ны в покой (Пс.65, ст.12).
  Тивериан, увидав, что огонь нисколько не вредил мученику, весьма устыдился; и приказал воинам связать Александра и вести его за собой в дальнейший путь. Мать же святого, увидав, что сын ея отведен воинами от мучителя, упросила воинов допустить ее к свиданию с сыном. Воины не воспрепятствовали ей. Святый мученик, увидав свою мать, сказал:
 -Хорошо сделала ты, госпожа моя, что пришла сюда. Сопутствуй мне до того самого места, на котором я окончу подвиг свой, как открыл мне Господь.
  Некоторые же из воинов говорили при этом:
 -Блажен ты, Александр, потому что велика твоя вера; велик и Бог христианский. Вот уже как много мук принял ты, и, однако же, нисколько не ослабел в своем исповедании.
  Так говорили они во время путешествия, предпринятого по приказу Тивериана.
  Когда путешественники подошли к источнику, случайно протекавшему по пути, то остановились и приступили ко вкушению пищи. Вместе с тем они принялись упрашивать и Александра вкусить пищи с ними, тем более что он уже 14 дней не вкушал хлеба и не пил воды. Святый же, заменяя для себя пищу молитвой, преклонив колена начал петь псалом: помощь моя от Господа, сотворшаго небу и землю (Пс.120, ст. 1 и 2). Затем начал молиться так:
 -Господи Иисусе Христе, соблюди меня, агнца Твоего, непорочным, дабы не возрадовался враг мой обо мне, ибо я познал пресвятое имя Твое. Не посрами меня, Владыко, пред мучителем, но пошли на помощь мне святаго ангела Твоего и десницу Твою, и будь мне Защитником, Помощником и покровителем.
  Когда святый окончил свою молитву, ему явился ангел Господень и сказал
:
 - Не бойся, Александр! Господь услышал молитву твою, и я послан от Бога тебе на помощь.
  Когда ангел говорил эти слова, воины слышали, что кто-то говорил Александру, но кто именно, они этого не видели; поэтому они весьма испугались и от страха и ужаса упали лицами своими на землю. Блаженный же Александр сказал им:
 - Что вы видели, братия, что так испугались?
  Они же сказали:
 - Мы слышали голос Бога твоего, говорившего к тебе; поэтому мы и испугались и от страха пали на землю.
  В то время как воины говорили святому слова эти, к месту тому приблизился Тивериан, сопровождаемый вельможами городскими. Тивериан спросил вельмож:
 - Как называется место это?
  Они сказали ему:
 - Оно называется “Судным местом”.
  Тивериан сказал на это:
 - Если это “Судное место”, то на нем следует произвести суд. Приведите же ко мне христианина Александра.
  Когда святый предстал Тивериану, то сей
, последний, сказал ему:
 - Неужели ты все еще пребываешь в своем безумии и все еще не хочешь поклониться богам нашим? Я вижу, что сердце твое ожесточено; однако я весьма сожалею тебя и потому хочу обратить тебя к почитанию богов, владык всей вселенной.
  Мученик отвечал на это:
 - Нечестивый, ослепленный умом, сын диавола, служащий отцу своему – сатане. Как ты можешь сожалеть меня и быть милосердным для меня? Ведь сатана, отец твой, ни к кому не милосерд, наоборот, он хочет всех вовлечь в гиену огненную и погубить вместе с собою.
  Тивериан сказал:
 - О злой и нераскаянный! Как ты осмеливаешься так говорить мне? Разве я равен тебе, что ты говоришь мне такие дерзости? Не за то ли ты бесчестишь меня, что я щажу тебя? Но не следовало бы тебе еще более почитать и уважать меня за мою благость и милосердие, а не поносить меня бранными словами?
  Святый отвечал:
 - Воистину ты подобен отцу твоему сатане, так как имеешь сердце ожесточенное, как какой-либо твердый камень. Не понимаешь ли ты того, что место это называется “Судным”? А это,
очевидно, показывает, что тебя в скором времени постигнет праведный суд Бога, Который будет судить всех, живых и мертвых, и Который воздаст каждому по делам его. Вот тогда ты и узнаешь, что я говорил тебе истину. Бог будет судить тебя за то, что ты без милосердия мучаешь меня. Он знает, сколь люто и незаслуженно ты мучаешь меня. Но знай, что муки эти принесут мне славу, тебе же приготовят муки вечныя.
  Слыша такие слова, Тивериан распалился еще большею яростию и приказал расстелить на земле железные колючки и влачить по ним мученика. Святый же во время столь лютого мучения молчал, как бы совершенно не ощущая никакой боли. Видя, что мучения не достигают цели, Тивериан еще более разгневался и приказал четырем воинам бить святаго суковатыми палками. Во время мучения святый, принимая побои, сказал Тивериану:
 - О нечестивый! Только эти муки ты изобрел для меня? Прибавь другие, более тяжкие, потому что от этих мук я совершенно не чувствую никакой боли, ибо мне помогает Христос, Бог мой.
  Тивериан сказал на это:
 - Я разлюблю тело твое на части, брошу их в огонь, развею в пепел, так что на земле не останется и памяти о тебе. Тогда
я посмотрю. Придет ли Христос на помощь тебе и спасет ли тебя из рук моих.
  Отвечал святый:
 - Христос мой тотчас же погубит тебя. Твое тело будет раздроблено на части и твои кости будут раскиданы по земле; ты более уже не увидишь Рима, как не увидишь и лица твоего нечестивого императора, потому что Господь потребит память о тебе с земли. И все это будет в наказание тебе за то, что ты не познал Бога истиннаго, и не почтил окаянный, Того, Кто дал тебе эту честь и эту власть. Но если бы ты познал Бога, то ты мог бы стяжать себе на небе жизнь вечную; нынче же ты, оставив Бога истинного, возлюбил сердцем своим отца своего, сатану; вместе с ним ты будешь ввержен в гиену огненную. Я
же всегда буду прославлять Владыку и Спасителя моего, Господа Иисуса Христа, который избавит меня от рук твоих и сподобит меня благодати своей в царстве Своем вечном.
  Услыхав такие слова, мучитель, изменился в лице своем от гнева и ярости. Однако приказал прекратить мучения.
  Между тем, день склонился к вечеру. Когда наступила ночь, Тивериан расположился на ночлег в том месте. Уснувши, он увидал в сонном видении ангела Божия, явившегося ему в грозном виде с мечем в руках. Ангел сказал ему:
 - Нечестивый! Вот я пришел к тебе, ибо ты предал лютым мукам раба Божия Александра. Знай, что я мог бы поразить тебя вот этим мечем. Но я подожду еще некоторое время. Пробудившись, иди с поспешностью через Иллирию в Византию, ибо приблизилось время кончины раба Божия Александра.
  Тивериан от страха пробудился. От ужаса он трепетал всем телом своим. Подозвав к себе своих советников, сопутствовавших ему, он пересказал им о своем видении. Они же сказали ему:
 - Мы давно уже хотели сказать тебе, чтобы ты не мучил столь люто и несправедливо человека того. Но мы не осмеливались этого сделать. Мы слышали, что велик Бог христианский и что Он осуждает на вечные мучения в огне неугасимом тех, кто мучает рабов Его.
  После этих слов Тивериан пришел еще в больший страх и ужас, и тотчас приказал воинам своим вести мученика вперед. Сам же пошел сзади него. Тивериан проходил много городов, однако не заходил и не останавливался в них, так как, согласно повелению ангела, весьма спешил в Византию. То сонное видение еще много дней не выходило из головы его; поэтому Тивериан был в большом страхе и не осмеливался причинять мучений святому Александру.
  Когда Тивериан проходил через Иллирию и приблизился к городу Сардикии, навстречу ему вышел градоначальник и вельможи городские; но Тивериан не вошел в город, а прошел мимо него. Бывшие же в городе том христиане, услышав, что трибун Тивериан, шедший из Рима, вел с собой мученика, вышли из города для того, чтобы видеть мученика. Увидав, что мученик шел отдельно, христиане подошли к нему и, припав к ногам его, сказали:
 - Помолись о нас Богу, страдалец Христов!
  Он же сказал им:
 - Помолитесь и вы за меня, братия, дабы я совершил до конца подвиг свой о Христе Иисусе и сподобился восприять обещанный лоне венец из Его святой десницы.
  Затем мученик был поведен воинами в дальнейший путь. Миновав город Кинсуру, путешественники приближались к месту, называвшемуся “Вономасийским полчищем”, отстоявшему от Филиппополя за сорок поприщ, где и остановились. Тивериан к этому времени начал забывать то страшное видение, которое он имел относительно мученика Александра. Позвав святаго к себе на допрос, он спросил его:
 - Неужели, Александр, ты до сих пор все еще пребываешь в безумии своем? Не желаешь ли принести жертву милосердным богам нашим Дию и Асклипию, владеющим вселенной?
  Святый отвечал:
 - Ослепленный умом, сын сатаны? Что еще желаешь ты слышать от меня? Ведь я сказал тебе, что бесам я не принесу жертвы.
  Тивериан сказал:
 - Нет, я и не убеждаю тебя принести жертву бесам; я прошу тебя только принести жертву Дию и Асклипию, нашим великим богам.
  Святый отвечал:
 - Безумный! Неужели ты не понимаешь того, что твой Дий и Асклипий суть бесы?
  Тивериан сказал:
 - Нет, они боги мои. И вот я сделаю так, что имя твое будут поносить по всей земле за такое столь великое поругание и меня и богов моих.
  Святый отвечал:
 - Я сам желаю того, чтобы имя Христово через меня прославилось по всей земли.
  Тогда Тивериан сказал воинам, предстоящим ему:
 - Уведите его от лица моего, ибо я не могу выносить его поруганий. Ведите его в Филиппополь и заключите его там в темницу. Держите его в темнице до тех пор, пока я не приду в город тот.
  Мученик, согласно приказанию Тивериана, был приведен воинами в Филиппополь
и заключен здесь в темницу.
  Между тем, граждане города того, узнав, что в их город скоро прибудет Тивериан, вышли навстречу к нему. Войдя в город, Тивериан готовился к принесению жертвы Дию и Асклипию. Христиане же, проживавшие в городе том, узнав, что в их городе в темнице находился святой мученик Александр, подошли к темнице и стали упрашивать темничного сторожа пропустить их в темницу, дабы они могли видеть мученика Христова. Сторож не препятствовал им, потому что и сам боялся Бога. Войдя внутрь темницы и увидав, что святый был заключен в оковы, христиане припали к ногам его и целовали узы его, говоря:
 - Благослови нас, страстотерпец Христов, благослови также и отечество наше, ибо мы – христиане; мы проживаем в городе этом, одержимые всегда великим страхом, ибо игемон города этого постоянно разыскивает нас, дабы муками отвратить нас от исповедания имени Христова. По благодати Божией нас здесь много; в числе нас, христиан, есть даже наиболее славные и именитые здешние граждане. Мы надеемся, что сила Христова победить нечестивую веру еллинскую и, в конце концов, весь город наш единогласно будет прославлять имя Христово. Ты же, страдалец Христов, потерпи до конца подвиг свой за Христа.
  Между тем, Тивериан, принося идолам свою мерзкую жертву, вспомнил об Александре, содержавшемся в темнице и сказал вельможам городским:
 - Вы должны знать, что я имею с собой христианина, преданного мне для испытания; я принуждал его различными муками к поклонению богам нашим, но нисколько не успел в этом. На мои вопросы он отвечает очень грубо и постоянно поносит и меня, и богов наших. Пусть его приведут сюда. Быть может он устыдиться всех вас, здесь присутствующих, и принесет жертву богам.
  Тотчас был приведен Александр. Тивериан, сидя рядом с игемоном, сказал мученику:
 - Скажи мне, Александр! Ты все еще до сих пор не соглашаешься приносить жертв богам нашим? Вот все христиане, проживающие в этом городе, уже поклонились Дию и Асклипию, только ты один противишься нам.
  Святый же отвечал:
 - Ты лжешь, окаянный, как и отец твой сатана; ни один из здешних христиан не исполнил еще вашего нечестивого приказания. Что же касается меня, то ты все равно от меня ничего не услышишь, кроме того, что я тебе сказал уже раньше, а именно, что я христианин, и что я не принесу жертвы скверным бесам вашим. Вот и теперь опять я, во всеуслышание всех, здесь собравшихся, повторяю, что я раб Бога небеснаго и что я никогда не отрекусь от Христа, Бога моего.
  Тивериан, устыдясь, сказал воинам:
 - Связав его железными оковами, ведите предо мною; я же в скором времени пойду за вами.
  И веден был святый в дальний путь.
  Подойдя к одному источнику, называвшемуся Сирмием, мученик умыл лице и руки свои. Затем, обратясь к востоку, начал молиться, говоря:
 - Благодарю тебя, Господи Боже мой, за то, что ты в Филиппополь сподобил меня исповедать пресвятое имя Твое.
  Воины же не дали ему еще помолиться, и принудили его продолжать путь.
  Когда дошли до места, называвшегося “Полчищное” (здесь бывали празднества языческие), Тивериан догнал путников. Подозвав к себе Александра, Тивериан сказал ему:
 - Разве ты не знаешь, Александр, что я с кротостью говорил тебе пред игемоном, увещевая тебя принести в жертву богам нашим; но ты, в присутствии столь избранного общества, презрел мою просьбу. В таком случае, хоть теперь исполни приказание мое и я освобожу тебя от мучений.
  Отвечал святый:
 - То, что я сказал тебе пред игемоном, скажу и на всяком месте. Поэтому ты, сын сатаны, обольщенный диаволом, не думай, что отвратишь когда-либо меня от исповедания имени Христа.
  Тогда Тивериан приказал воинам вбить в землю четыре кола и, растянув мученика в четыре стороны, велел привязать его к тем колам и дать ему двести ударов. Мученик же, с безмолвием принимал наносимые ему раны, молился ко Господу Богу своему. В это время с неба послышался голос, говоривший:
 - Мужайся, Александр, и не бойся мучений, ибо они временны и скоропроходящи. Я же всегда с тобою.
  Услыхав голос с неба, Тивериан весьма убоялся, тотчас же приказал прекратить мучения и затем отправился в дальнейший путь. Дойдя до города, называвшемся Карасура и находившегося между Филиппополем и Вереею, Тивериан вошел в него, воины же вместе с Тиверианом, не вошли
в город, но остановились под тенью дерев вблизи города. Был шестой час дня. Так как было очень жарко, то святый сказал воинам:
 - Братия, я очень хочу пить.
  Но они ему отвечали:
 - И мы сами весьма хотим пить, но откуда же мы достанем здесь воду?
  Святый сказал им:
 - Подождите здесь немного, ибо может Бог и на месте сем даст нам воду.
  Сказав это, святый преклонил колена свои и помолился ко Господу такими словами:
 - Господи Иисусе Христе, изведший некогда в пустыне из камня воду жаждавшему Израилю (Исх. гл. 17, ст 1-7), призри и ныне милостивно на раба твоего и дай нам на месте сем воду, чтобы мог утолить жажду я и все те, которые находятся со мною. Через сие будет прославлено имя твое.
  Когда святый помолился так, вдруг земля расступилась, и под дубом истек источник воды чистой и прохладной. Увидав такое чудо, воины сказали:
 - Воистину велик Бог христианский, исполняющий просьбы рабов своих.
  Затем мученик и воины те вкусили воды от источника и прославили Христа Бога.
  Пройдя затем, достаточно значительный путь, воины подошли к одной реке, называвшейся Арзоном. Так как все утомились от долгого пути, то расположились здесь на отдых. Сел отдыхать и Александр. Здесь догнал воинов Тивериан и, увидев, что мученик сидел, с гневом сказал воинам:
 - Почему вы, окаянные, позволяете сидеть нечестивому человеку тому?
  Затем, поднявшись, пошли по направлению к городу Вереи. Когда приближались к этому городу, горожане с честью встретили Тивериана. В городе этом было очень много христиан, - больше половины, однако они, боясь мучений от язычников, в тайне содержали исповедание имени Христова. Увидав мученика Христова, шедшего отдельно от трибуна, они подошли к нему и сказали:
 - Радуйся, страстотерпец Христов! Мужайся и крепись, потому что нечестивые мучители никогда не победят всемогущей силы Господа нашего Иисуса Христа.
  Между тем Тивериан, подозвав к себе мученика, сказал ему:
 - Послушай меня, Александр, как своего родного отца; принеси теперь жертву богам нашим вместе со мною. Если ты сделаешь это, то обещаю тебе пред всеми, здесь присутствующими, что освобожу тебя и если ты пожелаешь, можешь занять место начальника в моем полку; если же не пожелаешь быть начальником полка, то пойдешь, куда пожелаешь.
  Святый же, улыбнувшись, сказал ему:
 - О, если бы ты знал, как горько для меня то утешение, которым ты меня утешаешь! Что сии слова твои наносят душе моей великое мучение. Но Бог поможет мне не слушать твоего совета. Я тебе уже много раз говорил раньше, и теперь говорю и еще раз повторю, что я христианин и твоим бесам не принесу жертвы.
  И пошел Тивериан оттуда далее. Мученик следовал за ним, будучи окован узами железными. Пришли к другому месту, расположенном на том же берегу той же реки Арзона. Место это отстояло от Вереи на 14 поприщ. Здесь было много гостиниц и странноприимных домов. Тивериан заночевал здесь, ожидая мученика, которого сопровождало от города Вереи много христиан
.
  Когда воины прибыли вместе с мучеником к тому месту, на котором был Тивериан, то мученик стал просить Тивериана позволения помолиться в продолжение небольшого времени Богу своему. Тивериан дозволил ему. Святый, увидав поблизости большое ореховое дерево, подошел к нему и, став под его ветвями, преклонил колена, молясь Богу в таких словах:
 - Господи Иисусе Христе! Пошли святаго ангела Твоего и возьми душу мою, ибо я более не могу выносить мучений, так как тело мое изнемогло.
  Тивериан, увидав, что мученик молился, сказал воинам:
 - Удивляюсь, откуда Александр научился волшебным молитвам! Он вырос ведь на моих глазах. Я сам определил его в сан воина и никак не мог предполагать, что он знает волшебство.
  Затем, призвав к себе Александра, сказал ему:
 - Александр, принеси жертву богам!
  Святый отвечал:
 - Воистину ты помрачен умом, ибо снова желаешь слышать от меня то, что я тебе говорил уже много раз!
  После этих слов святаго, Тивериан приказал слугам своим поливать спину мученика кипящим маслом. Но ангел Господень, невидимо явившись близь мученика, разбил сосуд, в котором было масло; при этом масло возлилось на слуг мучителя и сильно обожгло их. Тивериан же, увидав, что маслом обожжен не мученик, а его слуги, весьма разгневался и приказал четырем воинам растянуть мученика под ореховым деревом и бить его палками без милосердия. Биение продолжалось до тех пор, пока изнемогли воины. Когда мучители прекратили биение, святой Александр сказал:
 - Владыко Господи! Благослови дерево это и дай ему целебную силу, ибо я пострадал под ним за святое имя Твое.
  С того времени, плоды и листья дерева возымели целебную силу и исцеляли веровавших от многоразличных болезней и недугов.
  Затем снова воины повели мученика в путь, идя перед Тиверианом. Когда прошли Андрианополь, то приблизились к одному месту, называвшемуся Вуртодексион. Здесь святый встретил мать свою, блаженную Пимению, прибывшую сюда ранее мученика. Увидав своего возлюбленного сына, она пала к ногам его, плача и рыдая. Затем, поднявшись, облобызала его. И сказал ей святый:
 - Не плачь, мать моя, ибо я надеюсь на Господа моего, что он утром следующего дня поможет мне окончить подвиг мой.
  Здесь догнал воинов Тивериан. Так как день склонялся уже к вечеру, то Тивериан здесь остановился на ночлег и предался сну. В восьмой час ночи он поднялся с ложа своего и пришел к реке, называвшейся Зионкель, где была гостиница. Солнце уже взошло. Отдохнув здесь несколько от пути, Тивериан сказал мученику:
 - Я тебя предавал уже многим мукам, и,
однако, ты не хотел обратиться к почитанию богов моих. Знай же, что ныне я придам тебя смерти, если ты не исполнишь моего приказания.
  Сказав так, Тивериан удалился от того места. Приближаясь к Византии и подойдя к городу Дризиперу, расположенному при реке Еригоне, Тивериан решил произвести здесь окончательный суд над мучеником и сказал ему:
 - Вот смерть твоя, Александр, пред тобою. Что ты скажешь: принесешь ли жертву богам нашим, или нет. Вот я здесь умерщвляю тебя и брошу тело твое в реку, чтобы его пожрали рыбы.
  Святый же отвечал ему:
 - Я бы весьма возблагодарил тебя, если бы ты сделал то, что говорил: тогда бы я скорее избавился от рук твоих. Богам же твоим мерзким я ни в коем случае не принесу жертвы, хотя бы ты мог погубить меня и тысячами смертей.
  Тогда
мучитель приговорил Александра к смерти и передал его воинам, приказав отсечь ему голову и бросить тело его в реку. Затем отправился в дальнейший путь; воины остались здесь для того, чтобы исполнить приказание Тивериана. Сюда стеклось весьма много народа, желавшего видеть кончину мученика Христова; было здесь немало и христиан. Святый мученик, обратившись к палачу, попросил его несколько повременить усечением и дать ему помолиться; при этом мученик попросил воды. Некто из народа, пришедшего посмотреть на зрелище то, взяв сосуд, зачерпнул воды из реки принес ее к мученику. Святый же, умыв водою лице и руки свои, обратился к востоку, затем, оградив себя честным знамением креста, начал молиться, говоря так:
 - Слава тебе, Боже отец наших! Слава Тебе, Бог Авраамов, Исааков и Иаковлев! Слава Тебе, Которого трепещет вся тварь и Которому все поклоняется, ибо Ты Творец неба и земли! Тебе, Богу всех, Богу невидимому и нетленному со страхом предстоят серафимы, не смея воззреть на Тебя и восклицают непрестанно: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля Славы Твоея (Исаии гл.6, ст.3). Тебя благословляет солнце, обходящее небо, благословляет земля и все, что на ней, люди и животные, всякое дыхание жизненное воспевает Тебя, ибо Ты Единый Бог Истинный, Отец и Сын, и Святой Дух, Пребывающий вечно. Вспомни о боящихся Тебя, Владыко, и о воссылающих благодарение всесвятому имени Твоему. Не презри и меня, раба Твоего, смиренного и недостойного, Человеколюбче Господи.
  Затем, обратившись к христианам, святый сказал:
 - Братия и отцы! Вспоминайте труды мои, ибо я не поленился пострадать ради имени Господа нашего Иисуса Христа, дабы Он был милосерд ко мне и ко всем прочим христианам! Знайте, что тот долгий путь, который я совершил от Рима до этого места, всюду связываемый узами и облагаемый веригами, влекомый с побоями, всячески мучимый, - Этот тяжелый путь я совершил не своею силой, но помощью Господа нашего Иисуса Христа. Силою Господа Иисуса Христа я победил и мучителя Тивериана, и помощника его диавола. Вот я ныне ухожу отсюда, чтобы предстать Владыке моему. Вы же помолитесь обо мне, дабы я снискал от Господа милость.
  Затем святый попросил палача подождать еще непродолжительное время и, преклонив колена, начал молиться Богу в таких словах:
 - Господи Иисусе Христе! Услышь раба Твоего, страдающего за имя Святое Твое! Ниспошли благодать телу моему: сделай так, чтобы оно, где бы ни было положено, подавало всюду исцеления больным во славу, пресвятого имени Твоего.
  Тотчас же послышался голос с
неба, обещавший исполнить просьбу мученика.
  Потом мученик сказал воинам:
 - Братия! Исполняйте же поскорее то, что повелено вам!
  Палач же, по имени Целестин, сказал святому:
 - Мученик Христов! Помолись Богу своему, дабы не поставил Он этого мне во грех, ибо мне приказано убить тебя.
  Сказал ему святый:
 - Делай так не по своей воле, но приказанию других. Тот будет иметь грех на себе, кто приказывал, ты же поскорее сделай то, что повелено, ибо я спешу отойти ко Господу моему.
  Целестин завязал глаза святому чистым полотенцем и, вынув нож из ножен, уже хотел нанести удар мученику. Но, увидав святых ангелов, пришедших взять душу мученика, весьма испугался и стоял, не зная, что делать. Святый же, ожидая в скором времени усекновения главы своей, сказал палачу:
 - Делай, брат, то, что тебе повелено.
  Но палач отвечал:
 - Я боюсь, раб Божий, ибо я вижу неких дивных мужей, стоявших близ тебя.
  Тогда святый воззвал к Богу, говоря так
:
 -
Господи, Иисусе Христе! Сподоби меня окончить подвиг свой в час сей!
  После этого ангелы отошли от святого на небольшое расстояние. Тогда палач Целестин отсек честную главу мученика, и тотчас святая душа его была взята на небо
ангельскими руками; ангелы возносили ее на небо во гласе хваления Бога. Глас тот ангельский был слышен всеми христианами, стоявшими близ места того.
  Так святый мученик Христов Александр окончил подвиг страдания своего, тело же его честное было брошено воинами Тивериана в реку, согласно приказанию мучителя. Но, по Божию усмотрению, честное тело мученика было извлечено из воды четырьмя псами на берег. Псы лизали святое тело и, сидя близ него, охраняли его от хищных птиц и зверей. Когда же к этому месту пришла мать мученика, блаженная Пимения, то она взяла многострадальное тело сына своего возлюбленного и, помазав его ароматами и, обвив чистою плащаницей, похоронила с честью при реке Еригона. От гроба мученика всем, с верою притекавшим, подавались неоскудные исцеления.
  Во скором времени святый мученик явился матери своей в видении, утешил ее и возвестил ей, что скоро и она представиться Лицу Божию. С нею сей святый мученик предстоит ныне пред престолом славы Божией в сонме прочих святых мучеников, молит о нас Господа Человеколюбца и славит Отца, и Сына, и Святого Духа, Единаго Бога в Троице, прославляемого и восхваляемого всею тварью, Видимого и Невидимого, ныне
, и всегда, и во веки веков. Аминь.

.Назад в Библиотеку

Назад на Главную страницу

 

Hosted by uCoz